Творческая лаборатория Красноярского музыкального театра и Музейного центра «Площадь Мира»

Красноярский музыкальный театр и Школа современного искусства Музейного центра «Площадь Мира» реализуют совместный проект «Следы. Лаборатория и выставка». Он приурочен к празднованию 65-го юбилейного сезона театра и направлен на исследование истории коллектива. 

Под кураторством Дарьи Бралковой и Любови Винк молодые красноярские художники – Валерия Амирханян, Анастасия Вайя, Женя Иль,  Паша Пошукай, Валерия Тыняная и Дмитрий Штифонов – изучали архивы театра, беседовали с сотрудниками, знакомились с работой разных цехов, обрабатывали воспоминания. Они создали произведения в разных техниках и направлениях от графики до цифрового искусства. Результатом стала выставка арт-объектов в фойе театра, отражающих осмысление собранного материала.

Здесь можно узнать о каждом проекте.

Валерия Амирханян “Формирование общего направления” (живопись, медиа)

Театр — особая экосистема со своими внутренними правилами и законами, которые часто недоступны и неочевидны человеку извне. В проекте художница стремилась нащупать и не упустить некий лейтмотив происходящего в театральных цехах. Темой ее творческого исследования стали близкие, почти семейные, взаимоотношения коллег, готовность к самопожертвованию и служение общей цели.

Эти отношения напомнили художнице о мурмурации — явлении синхронного скоординированного полета стаи птиц, причину и природу которого до конца не могут объяснить ученые. Так же недоступна и объята тайной сложно организованная работа над созданием спектакля. Приоткрыть эту тайну Валерия Амирханян постаралась в аудиогиде, сопровождающем каждое из трех живописных полотен.

Прослушать аудиогид:


Вайя “Тайная роль” (инсталляция, текстиль)

«Сцена представляется мне как портал между закулисьем и зрительным залом. По обе стороны протекает обычная жизнь в разных состояниях: с одной — отдых и созерцание, с другой — работа и созидание. Это напомнило мне работу с текстилем, где есть идеальная лицевая сторона и изнанка, которая не сможет быть идеальной — но в этом ее суть. А процессы, протекающие в работе над спектаклем, напомнили природные механизмы, где каждый элемент выполняет свою роль, каждая приложенная рука участвует в создании общей магии.

В своем проекте я раскрываю больше изнаночную часть театра и предлагаю зрителю, как будто через зеркальный портал, оказаться на обратной стороне, которую он никогда не увидит из кресла в зале».

Женя Иль “Фотосинтезируем вместе” (инсталляция, эпоксидная смола)

«Моя работа посвящена незаметному закулисному труду. Обычно мы видим только результат этого труда — спектакль, но работа в театре ведётся непрерывно. И мне захотелось отыскать следы этой незаметной непрерывной работы.

Что остаётся, когда люди вечером покидают свои рабочие места в театре? Обрезки тканей и ниток из пошивочного и костюмерного цехов, стружка из столярного, салфетки для снятия макияжа из гримёрок и другие артефакты, свидетельствующие о деятельности и жизнедеятельности театрального организма. Я собрала эти свидетельства в свой волшебный горшок — и из него выросло вот это растение, как напоминание о том, как ценен незаметный каждодневный труд работниц и работников театра. И каждого из нас, кстати, тоже».

Паша Пошукай “Одним глазом” (инсталляция, гипс, картон)

«Театр и человеческий дом связаны, как мне кажется. Оба места — помещения, где люди живут, работают или наслаждаются развлечениями. Как и в театре, в каждом доме, в каждом окне свои декорации, свои спектакли и свои актеры. Довольно часто мы разные, в зависимости от места и окружающих нас людей, — как и артисты, играющие разные роли.

Проект «Одним глазом» тесно связан с моим стрит-артом: окна со сценами из постановок Красноярского музыкального театра разбросаны по фойе, как граффити — по улицам города. Заглядывая в эти окна и отражаясь в них, зрители могут сыграть свой собственный спектакль».

Валерия Тыняная “Видимые невидимые” (инсталляция, бисер, стеклярусы, текстиль)

Инсталляция посвящена скрытому от посторонних глаз труду женщин, работающих в различных уголках театра — от швейного и живописного цеха до дирекции.

«Паутина», сотканная из тысячи прозрачных бусин, становится метафорой времени и мастерства ремесленниц. В «паутине» прячутся фигурки «паучих», символизирующие невидимых работниц, которые ткут свои нити под покровом ночи и за закрытыми дверями, всегда оставаясь незамеченными. 

Подсвечивая этих героинь софитами, художница выносит их из зоны невидимости, чтобы они могли наконец-то показать себя миру. Зрителям предлагается разглядеть женщин, создающих красоту и передающих свои профессиональные навыки из поколения в поколение.

Дмитрий Штифонов “сценасцена” (медиапроект: зин, плакаты, серия открыток)

Для художника термин «дубль-сцена» стал метафорой параллельных процессов, которые протекают в театре. При этом в самих закулисных пространствах и элементах быта, наполняющих их, автору было важно разглядеть художественность, своего рода декорацию. 

В проект вошли авторский малотиражный журнал — зин –  и экспонирующаяся в театральном буфете серия плакатов. Их  дополняют открытки, созданные на основе архивных материалов театра — свидетельства из разных периодов, находки со станции lost and found, наблюдения за воспоминаниями.

Ссылка на зин

Выставка будет работать на протяжении всего юбилейного сезона. Увидеть ее можно во время посещения театральных событий.

Финансовую поддержку проекта оказывала компания «Про-Ток», завод трансформаторных подстанций и высоковольтных ячеек.

Информационные партнёры - ИА 1line, Радио “Комсомольская правда Красноярск”

Подпишитесь на нашу рассылку о спектаклях, акциях и мероприятиях театра!
Неверный формат. Например, mail@mail.ru