Николай Покотыло: «Наш новый мюзикл «Винил» станет мировой премьерой»

Уже в этом сезоне Красноярский музыкальный театр порадует зрителей новой постановкой — мюзиклом «Винил». Впереди — не менее масштабные планы, ведь следующий сезон — юбилейный. Музыкальному театру исполняется шестьдесят лет.

О том, как театр готовится ко дню рождения, о его недавней премьере — лайт-опере «Мёртвые души» и новых постановках, мы поговорили с главным режиссёром музыкального театра Николаем Покотыло. Эту должность Николай Дмитриевич занимает не так давно, но за это время уже успел сделать многое — и в творческом, и в организационном плане.


— Почему для нового мюзикла был выбран именно этот материал — «Винил» Евгения ЗАГОТА?

— Любой режиссёр влюбляется в материал, если, конечно, мы не говорим о заказных постановках. «Винил» Евгения Загота — это моя любовь с музыкой с первого взгляда. И только потом — с либретто, сюжетом. «Винил» я принял безоговорочно. Мы, музыканты, — люди эмоциональные. Когда музыка попадает именно в тебя, это становится основным стимулом к действию.

«Винил» — музыка, которую я хочу донести до зрителя. Евгений Загот — молодой композитор, мой ровесник, человек, уже имеющий большой опыт в индустрии мюзикла. Он работал в знаковых мировых проектах. В прошлом году состоялась премьера его мюзикла «Декабристы» в свердловской музкомедии, в новосибирском «Глобусе» идёт его «Робин Гуд».

«Винил» — совершенно новая история. Возможно, звучит громко, но это так: мюзикл станет мировой премьерой. Дело в том, что этот материал пока нигде не ставился. Один из театров выкупал лицензию на него, но в силу разных обстоятельств тогда не получилось воплотить материал в жизнь. Лицензия закончилась, я ждал ещё три года, и наконец это свершится.

— Когда состоится премьера «Винила»? Кто исполнит главные роли в мюзикле и на какого зрителя вы ориентируетесь?

— Премьера запланирована на 26 июня, пройдут три премьерных показа. Уверен, что всё получится отлично, потому что работа уже пошла: костюмы, декорации — в процессе, музыкальный материал учится. В театральную ночь, с 16 на 17 марта, у нас будет презентация мюзикла. Мы покажем несколько танцевальных номеров и один драматический, познакомим зрителей с музыкальным материалом.

На должности главного режиссёра красноярского театра я всего полтора года. Мой принцип — в спектакле всегда должны участвовать только актёры нашего театра. Когда занимаюсь распределением ролей, естественно, исхожу из артистов, которые есть у меня в труппе. И я уверен, что нашим ребятам эта постановка под силу.


ДОСЬЕ

Николай Покотыло — российский режиссёр-постановщик. Родился в Украине в городе Недригайлов Сумской области 8 декабря 1975 года. Учился в Московском военно-музыкальном училище по классу кларнета, на театроведческом факультете ГИТИСа: сначала в мастерской Бориса ЛЮБИМОВА, затем в мастерской Георгия АНИСИМОВА. Получил специальности: режиссёр музыкального театра; актёр драматического театра и кино.

Работал режиссёром Татарского государственного академического театра оперы и балета им. Мусы Джалиля, художественным руководителем музыкального театра Республики Карелия, был приглашённым режиссёром в различных театрах России и Украины. С 2016 года — главный режиссёр Красноярского музыкального театра. Здесь ставил «Марицу» И. КАЛЬМАНА, «Безымянную звезду» М. САМОЙЛОВА, «Прекрасную Галатею» Ф. ЗУППЕ, «Овод» А. КОЛКЕРА, а в Красноярском театре оперы и балета — «Снегурочку» Н. РИМСКОГО-КОРСАКОВА.


Главная мужская роль у Дмитрия ЗЛОБИНА. Он играет Георгия или по-другому Жоржи — главного стилягу, сына полковника КГБ. Главная женская роль Виолы у Надежды КАРМАЕВОЙ. На роли Георгия будет ещё один артист — Андрей ЛУГОВСКОЙ. К сожалению, сейчас он не в нашем штате, работает как приглашённый артист, но это человек, который вырос в Красноярском музыкальном театре.

Спектр зрительской аудитории, на которую рассчитан этот мюзикл, широкий, начиная от подростков. «Винил» — довольно простая история, я называю такие постановки мюзиклом комиксового типа. Здесь нет двойных, тройных смыслов. Это конфликт отцов и детей, конфликт музыкальных, эстетических стилей, конфликт культур — советской и приходящей джазовой, конфликт мира стиляг с обыденным серым миром. Естественно, это всё подчёркнуто, показано жирными мазками. Просто откройте ваши уши, глаза и внимайте эту историю.

«Винил» — это не «Мёртвые души», наша предыдущая большая премьера. Вот они как раз заставляют думать. Чтобы понять эту постановку, нужно как минимум быть знакомым с творчеством Николая Васильевича ГОГОЛЯ — «Ревизором», «Мёртвыми душами», «Вечерами на хуторе близ Диканьки». В ней — проходящие персонажи, параллели, аллюзии, весь спектакль соткан из тонких смыслов.

«Винил» — история, открытая для зрителя. Евгений Загот сделал дайджест по всем музыкальным стилям XX века, начиная от советской маршевой песни, которой открывается наш спектакль. В мюзикле есть сложнейшие джазовые композиции. Например, один из музыкальных номеров показывает, как стиляги делают пластинки на рентгеновских снимках. Этот процесс подаётся через такую композицию. Работа над мюзиклом сложна именно по музыкальной части, но потом, я уверен, получится замечательно.

— У театра был опыт привлечения непрофессиональных артистов. Как относитесь к нему? Планируете ли повторять?

— Опыт был хорошим. Всё началось с «Голубой камеи». Тогда замечательный композитор, продюсер Ким БРЕЙТБУРГ приехал в Красноярск со своей командой, провёл сумасшедший кастинг, который открыл для нашего города так много ярких ребят. Благодаря этому мюзиклу они смогли выйти на совершенно другой уровень, Ким Брейтбург сделал их узнаваемыми, почти медийными лицами. Редкий концерт в большом зале филармонии сегодня обходится без Алексея ОРЛОВА, Анастасии ВИШНЕВСКОЙ, Марины ВИШНЕВСКОЙ, Андрея Луговского. Участие в кастинге, постановка мюзиклов (после «Голубой камеи» был «Казанова») помогли ребятам-любителям стать профессионалами, в том смысле, что игра на сцене стала их профессией. Как они научены — другая история.

В ближайшей перспективе повторять такой опыт мы не планируем, потому что сейчас труппа достаточно неплохо подобрана и сбалансирована. Но в любом случае, если появляется талантливый человек, мы найдём ему работу в нашем театре. Ведь по большому счёту в Красноярском крае ощущается профессиональный, кадровый голод в нашем жанре.

Молодые артисты хотят жить, зарабатывать, идти вперёд. Многие уезжают на заработки в тёплые края или в Москву, Санкт-Петербург. И даже если там сильно обжигаются, не возвращаются домой. Хотя это одна из самых больших ошибок молодых артистов, которые не находят применения себе в столице. Масса классных ребят просто не могут найти своё место в Москве или Питере. Ведь кастинг — вкусовая вещь. Режиссёр выбирает состав на спектакль по принципу «нравится — не нравится».

И даже те артисты, которые участвовали в масштабных проектах, были их звёздами, не уверены, что смогут пройти следующий кастинг. Нынешняя московская, питерская жизнь в профессии артиста очень жестока, конкуренция огромна. Советской системы, когда из театра только вперёд ногами выносили, сегодня в столицах нет. И претензии артистов «это ваша обязанность найти мне роль» сейчас не принимаются.

К слову, мы меняем ситуацию и в нашем театре. В частности, пересмотрели систему оплаты труда. Теперь артисты получают зарплату в зависимости от того, сколько спектаклей в месяц они отыграли. Естественно, градация между начинающим артистом и заслуженным присутствует. Но это выражено в определённой сумме, остальное люди зарабатывают своим трудом.

— Но вы следите за справедливым распределением ролей? За тем, чтобы была у артиста возможность выходить на сцену?

— Конечно. Но суть в другом. Раньше от некоторых ролей артисты предпочитали отказаться. «Это маленькая роль, там всего четыре фразы», — говорили некоторые. И, не играя, продолжали получать зарплату. Сейчас люди заинтересованы в том, чтобы взять даже маленькую роль, выйти на сцену и получить сумму за этот спектакль. Действует нормальная капиталистическая система оплаты труда.

— Следующий сезон красноярского музыкального театра — юбилейный, вам исполняется шестьдесят лет. Как планируете отмечать эту дату?

— По распоряжению Министерства культуры РФ шестидесятилетие не является юбилейной датой. Юбилеи — это 25, 50, 75, 100 лет и так далее. Поэтому официально мы говорим «Сезон в честь 60-го дня рождения театра». Но, естественно, для нас это мощная дата.

Сезон открываем в конце сентября, каждый месяц запланированы какие-то события. Отдельный вечер — бенефис оркестра, другой — бенефис балета, затем — бенефис хора.

Наш главный балетмейстер Елена СЛОБОДЧИКОВА уже занимается постановкой современного балета для бенефиса. Получится необычно — такого не было в нашем репертуаре. Кстати, в мае международный фестиваль современной хореографии «Айседора» впервые пройдёт под крылом музыкального театра. Елена Слободчикова — его идейный вдохновитель и организатор. Специально к фестивалю она готовит эскиз будущего спектакля, а сам бенефис состоится осенью.

На малой сцене пройдут творческие вечера артистов. У них есть много индивидуальных поклонников, которые хотят встретиться, поговорить с ними. Приоткрою тайну: к открытию сезона планируется ещё одна большая премьера. Название пока не скажу, точных решений по постановке пока нет, есть только общее видение. Сейчас всё время посвящаем «Винилу». Могу сказать только жанр спектакля — музыкальное ревю.

— А вы успеете подготовить ещё одну премьеру за столь небольшой срок?

— Успеем, ведь нам надо зарабатывать деньги, а зрители хорошо идут именно на премьеры. В Красноярске пять профессиональных театров, конкуренция высочайшая. Согласно исследованиям, только пять процентов горожан ходят в театр хотя бы один раз в год. За эти пять процентов мы и бьёмся.

Но, в принципе, наш театр не может пожаловаться на невнимание зрителей, нас любят. Мы выполняем все планы министерства культуры по количеству спектаклей, зрителей.

— Какие постановки театра зритель любит больше?

— Зритель любит «Голубую камею», «Казанову». Это романтично, красиво, легко. Эти спектакли и кормят нас, они стали бестселлерами. Но ведь театр — не просто место для развлечений, это и кафедра жизни. Нельзя отказываться от серьёзного материала. Пример — наша последняя премьера, лайт-опера «Мёртвые души». Понятно, что за двести лет в стране кое-что не изменилось — коррупция, зло остались. Гениальность этого произведения в том, что оно — вне времени. И либреттист ничего своего не придумал, все слова, фразы — гоголевские. Когда зрители добираются до смысла этой истории, получают особое наслаждение. Сильна последняя сцена оперы: исповедальный хор спрашивает: куда несёшься ты?

— Лайт-опера — это необычно для нашего города…

— Лайт-опера — необычно для всех. Изобретатель этого жанра, композитор «Мёртвых душ» Александр ПАНТЫКИН, лидер легендарной советской рок-группы «Урфин Джюс», «дедушка» уральского рока. Языком мюзикла он написал необычайно многоплановое, серьёзное произведение. Отмечу, что нередко происходит обратное: оперы пишут примитивным языком, но с претензией на высокое искусство.

Композитор писал музыку для конкретной труппы — коллектива свердловской музкомедии, для определённых артистов, с которыми я знаком и которых очень люблю. Мне повезло, что с музыкой я ознакомился раньше, чем увидел спектакль. И у меня уже была своя картинка в голове. Если бы сначала увидел постановку, было бы сложно отказаться от видения того спектакля. Свердловская постановка очень цельная, крепко сделанная. Я бы думал, что должно быть именно так.

«Мёртвые души» — гениальный сюжет, который нужно раскрывать всеми художественными средствами выражения. Я рад, что есть такой материал, как лайт-опера, который совершенно по-другому показывает эту историю, ставит иные смысловые акценты.

Наши «Мёртвые души» попали в лонг-лист «Золотой Маски» в номинации «Лучшие премьеры сезона». В некотором смысле можно считать это почётным четвёртым местом. Что очень приятно, ведь эта лайт-опера — моя первая работа в театре в качестве главного режиссёра. Была серьёзная конкуренция, попадание в лонг-лист означает, что мы в десятке лучших музыкальных премьер страны. Конечно, для каждого его ребёнок — самый красивый, любимый… Это всё эмоции, но очень приятно.

— Красноярский театр уже стал для вас любимым ребёнком?

— Конечно, стал. Мне очень нравится коллектив. Важно любить людей, с которыми работаешь. Я вижу отдачу, желание идти на контакт, развиваться. Хотя необходимость последнего пришлось доказывать.

Долгое время театр был без художественного лидера. Но, если говорить образно, даже самая крутая немецкая машина, которая ездит десяток лет, изнашивается. Сейчас мы в нашем автомобиле подтянули все гайки, подкрасили царапины. И теперь работаем, работаем, работаем…

Театр — это семья. В своей работе я всегда стараюсь добиться результата, но делаю это довольно мягко. Если что-то не получается, это моя личная проблема, я не ищу недостатков в артистах. Мы все разные, нам вместе нужно идти к цели, добиваться желаемого результата.

— Своё будущее вы связываете с нашим городом?

— Ничего нельзя загадывать, всё слишком хрупко в этом мире. Вдруг кому-то не понравится то, что я делаю, придётся вернуться в Москву. Я, конечно, поплачу о том, что больше не буду летать по пять часов туда — обратно. А потом пойду дальше.

Если говорить серьёзно, до 20 февраля следующего года у нас свёрстаны масштабные планы. Будем проводить юбилейный сезон. А дальше — посмотрим, как сложится жизнь.


ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Первой постановкой театра музыкальной комедии стал спектакль «Вольный ветер» И. ДУНАЕВСКОГО. Премьера состоялась в феврале 1959 года.

До этого театр открывали дважды — в 1931 и 1944 годах. Первый раз его закрыли по идеологическим мотивам: оперетту и музыкальную комедию признали буржуазными жанрами. А после Великой Отечественной войны артисты эвакуированного в Красноярск ансамбля оперетты всесоюзного гастрольно-концертного объединения вернулись в родные города.

Для третьей попытки в наш город пригласили артистов, режиссёров, специалистов со всей страны. Театру предоставили сцену Дома культуры железнодорожников. Зал славился необыкновенно хорошей акустикой, которую не удалось воспроизвести ни в одном из залов Красноярска. Внутреннее убранство было выполнено в стиле модного в то время «сталинского ампира». Огромная люстра освещала партер, балкон и ложи бенуара. Снаружи здание было построено в форме паровоза, а роль «будки машиниста» выполняла сценическая коробка.

В 1965 году театр первым в РСФСР поставил мюзикл. Этот жанр многие годы был под запретом в Советском Союзе. Дерзкой постановкой стала «Моя прекрасная леди» Фредерика ЛОУ. До перестройки она значилась в репертуаре как «оперетта».

Переезд в здание, в котором сейчас располагается театр, состоялся в 1993 году. В июле 2008 года театр был переименован в Красноярский музыкальный театр.


Источник: Сибирский форум. Интеллектуальный диалог.

К списку новостей Распечатать